Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Контакты

Напишите нам

Библиотечному образованию на Вятке - 90

      

            


     

     История библиотечного отделения Вятского колледжа культуры тесно связана с развитием библиотечного дела страны. В 1934 году в г.Кирове был основан библиотечный техникум при содействии Н.К.Крупской, которая возглавляла  Внешкольный отдел Наркомпроса.  Первыми учащимися  библиотечного техникума стали второкурсники вятского педагогического техникума, обучающиеся на библиотечном отделении и 120 человек нового набора- всего 151 человек, которых обучали 16 преподавателей. Условия работы были очень тяжелые- не было ни своего учебного здания, ни общежития. Занятия проходили во вторую смену в помещениях педагогического и индустриального техникумов. Не было учебников, не хватало бумаги, не было программ, плохо было налажено питание, но, несмотря на все эти  трудности, коллектив техникума был полон энтузиазма. В 1936 году для техникума начинают строить специальное помещение. В этом же году техникуму правительственным решением страны было присвоено имя А.М.Горького и выделено 5000 рублей для пополнения библиотеки произведениями А.М.Горького. Н.К.Крупская внимательно следила за деятельностью библиотечного техникума и вела с ним переписку. 

     История Кировского областного библиотечного техникума тесно связана с историей и жизнью страны. В годы Великой Отечественной войны техникум переезжает в Куменский район, с. Вожгалы, т.к. его здание в г.Кирове заняли эвакуированные учреждения из прифронтовых областей. Многие учащиеся, преподаватели и служащие техникума ушли на фронт. Большинство из них с войны не вернулись. Во время войны техникум ощущал острую нехватку педагогических кадров. В связи с этим часть занятий проводилась в областной библиотеке им. А. И.Герцена, куда учащиеся приезжали на занятия по библиографии и литературе. Но, несмотря на организационные трудности, голод, нехватку литературы и наглядных пособий, учащиеся хорошей и отличной учебой отвечали на призыв Родины: »Все для фронта, все для победы!» Они не только учились, но и работали в колхозе, собирали посылки для фронта, обслуживали госпитали, где систематически проводили громкие чтения, обзоры , политинформации. В  1946году техникум возвращается  в  г. Киров.  Идет работа  по  восстановлению  оборудования,  кабинетов  и  общепита. Увеличивается прием учащихся в связи с острой потребностью страны в библиотечных кадрах.  В техникуме открывается  отделение  библиотекарей  детских  библиотек.

       

          

        

     Библиотечная сеть  страны  во  время  войны  сильно  пострадала.  Были полностью уничтожены  библиотеки  Крымской,  Курской,  Орловской,  Ленинградской  и  других  областей.  Выполняя  одну  из  важнейших  задач  в  послевоенный  период  -  восстановление  и  развитие  сети  библиотек-  техникум  постоянно  в  течение  40 –х  и  50 – х  годов отправлял  на  работу  в  эти  области  своих  выпускников.  В сентябре  1949  года  49  выпускников  техникума  (18 – 19  летних  девушек)  изъявили  желание  поехать  работать  в  Сахалинскую  область,  которая  была  освобождена  в  1945  году  от  японцев. Выпускницы  стали  организаторами  библиотечного  дела  в  освобожденных  районах  южного  Сахалина.  В 50 –е годы  техникум  направлял  своих  выпускников  в  Алтайский  и  Приморский  края, где молодые специалисты   практически   с нуля создали  библиотечное  дело.

     В 50 – годы в техникуме работает большой коллектив преподавателей, постоянно борющихся за улучшение подготовки учащихся. Это директор техникума – Иван Семенович Овчинников, а также преподаватели- Надежда Константиновна Шварцман, Мария Дмитриевна Швецова, Серафим Александрович Лутошкин, Надежда Дмитриевна Попыванова, Любовь Ивановна Кудряшова, Нина Дмитриевна Альдова, Анна Федоровна Некрасова, Андрей Иванович Зотов.

         


     

     В 1961 году Кировский библиотечный техникум преобразуется в библиотечное отделение областного культурно-просветительного училища. Эта реорганизация не только значительно улучшила материальное обеспечение подготовки специалистов, но и способствовала плодотворным взаимоотношениям учащихся и преподавателей библиотечного и клубного отделений. Учебный процесс стал теснее взаимодействовать с жизнью, с передовой практикой работы библиотек.

     В 1961 году более 50 выпускников библиотечного отделения культурно-просветительного училища обратились в ЦК ВЛКСМ с просьбой отправить на работу библиотекарями в Целинный край, их просьба была удовлетворена. Как всегда выпускники библиотечного отделения посылались на самый ответственный участок культурного строительства. Ежегодно в течение 60 –х годов училище выпускало около 100 специалистов библиотечного дела, отправляющихся в различные концы нашей Родины. И если к концу 60 –х годов отмечаются успехи в развитии библиотечного дела Ленинградской, Костромской, Кировской и ряда других областей, в этом немалая заслуга специалистов, подготовленных библиотечным отделением училища.

     В эти годы библиотечные работники значительно повысили идейно-теоретический уровень работы, улучшили библиотечно-библиографическое обслуживание. Конечно, это нашло отражение в новых учебных планах и программах библиотечного отделения училища. Особенные изменения претерпела специальная подготовка учащихся. Совершенствуются курсы библиотековедения и библиографии. Потребность улучшения информационно-библиографической работы в библиотеках вызвала необходимость внесения в учебный план курса »Основы научно-технической информации». Впервые в учебные планы была широко введена система специальных курсов, изучаемых учащимися по выбору. Это позволило углубить функциональную подготовку учащихся, приблизить процесс обучения к практической работе библиотек. Большое внимание уделяется в этот период заочной форме обучения, увеличивается прием на заочное отделение. Это отделение в техникуме было организовано в 30 –е годы, затем прекратило свою деятельность и было восстановлено после Великой Отечественной войны. Заочная форма образования дает возможность закрепить кадры на местах, улучшить работу библиотек.

       


     

     На значительное повышение уровня подготовки библиотечных кадров оказала влияние работа высококвалифицировнанного коллектива  преподавателей: директор - Анатолий Александрович Демин, преподаватели- Валентина Сергеевна Чистякова, Татьяна Андреевна Исакова, Ганна Феодосьевна Елфимова, Павел Никитич Марьин, Сильва Андреевна Ситникова, Наталья Васильевна Шерстенникова, Любовь Ивановна Сандакова, Галина Михайловна Бадьина, Марфа Егоровна Заболотская.

       В  сентябре 1975 года Кировское областное культурно-просветительное училище переехало в новое здание. Коллектив преподавателей и учащихся получил светлые просторные аудитории, зрительный и физкультурные залы.

     В соответствии с задачами централизации сети государственных массовых библиотек преподавателями культпросветучилища были переработаны учебные курсы. В становление ЦБС области как крупных научно-информационных центров внесли большой вклад преподаватели библиотечного отделения: Инна Лазаревна Глазунова, Полина Антоновна Дергаева, Альбина Владимировна Селезнева, Светлана Александровна Козлова, Галина Ивановна Гриднева, Людмила Александровна Унегова.

          Коллектив библиотечного отделения училища на различных этапах развития библиотечного дела в Кировской области  вносил  свой неоценимый вклад в общее дело.

       


   


     

        90-е и 2000-е годы продиктовали новые требования к подготовке библиотечных кадров- программа подготовки библиотекарей стала еще более обширной и многогранной: будущие библиотекари учатся решать профессиональные задачи с применением компьютерных технологий, разбираться в информационных потребностях различных групп пользователей библиотек. Кроме основной специальности каждый студент овладевает одной из специализаций: »Библиотекарь-референт» или «Организатор детского чтения». Подготовкой кадров на библиотечном отделении в этот период занимается коллектив педагогов: Ольга Томовна Грудинина, Марина Александровна Колесникова, Елена Витальевна Непомнящая, Вера Львовна Булдакова, Ольга Сергеевна Соколова, Галина Александровна Кустенко, Оксана Николаевна Зайкова, Ирина Анатольевна Санникова.

       С 2010 года с внедрением ФГОС третьего поколения в образовательных организациях СПО на специальности «Библиотековедение» готовят специалистов, владеющих компьютерными технологиями, которые востребованы в модельных библиотеках, центрах по информационным ресурсам, учреждениях культуры и досуга, в образовательных учреждениях города. Выпускникам-библиотекарям присваивается квалификация «Библиотекарь» и «Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам». Библиотеки области сегодня, в основном, укреплены кадрами специалистов, абсолютное большинство которых- выпускники библиотечного отделения колледжа.