Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Народный ансамбль классического танца "Реверанс"

     В 1989 г. по инициативе педагогов по хореографии О. А. Андреевой и В. В. Устиновой, при поддержке департамента культуры Кировской области в лице Г. М. Балыбердина, В. П. Мироновой в колледже культуры был создан ансамбль классического танца. Это ансамбль, в котором студенты пробуют свои силы в лучших образцах классического наследия, совершенствуют технику классического танца, раскрывают свои творческие способности, знакомятся с классическим наследием русских и зарубежных хореографов. 

     С 1992 г. художественным руководителем ансамбля «Реверанс» является В. В. Устинова. В 1993 г. ансамблю присвоено звание «Народный ансамбль классического танца». С первого дня образования концертмейстером ансамбля талантливо работает Н. М. Волкова. Ансамбль не только активно участвует в мероприятиях колледжа, но и выступает на различных площадках города и области, ежегодно проводит отчетные концерты в филармонии, которые дают возможность видеть динамику развития коллектива. 

     За 2017-2018 учебный год ансамбль стал лауреатом и победителем таких конкурсов как V Всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Дорога к солнцу» г .Киров, Международный конкурс хореографического искусства «Мосты над Невой» г. Санкт-Петербург, XII Международный фестиваль «Славянские встречи» г. Минск Республика Беларусь.

        В репертуаре ансамбля разных лет – вальс из балета Л. Делиба «Коппелия», танец маленьких лебедей из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», «Лебедь» Сенс-Санса, па-де-де из балета Адана «Корсар», танец пастушков из балета П. Чайковского «Щелкунчик», танго из балета Д. Шостаковича «Золотой век», монолог Мехмене Бану и адажио Мехмене Бану и Ферхада из балета А. Меликова «Легенда о любви», «Танцы в замке Наины» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», трио одалисок из балета А. Адана «Корсар», «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», «Русский танец» П. Чайковского, сцена базара из балета «Корсар» Л. Минкуса, элегия на музыку Глазунова, па-де-де из «Пламени Парижа» Б. Асафьева, адажио из балета П. Чайковского «Спящая красавица», классическое па-де-де на музыку Д. Обера, «Нежность» на музыку М. Глинки, «Розовый вальс» и адажио из балета П. Чайковского «Щелкунчик», «Лунный свет» С. Рахманинова, падекатр на музыку Ц. Пуни, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, картина «Подводное царство» из балета Ц. Пуни «Конек-горбунок», танец Мерседес из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», цыганский танец из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», вальс на музыку Г. Свиридова и другие постановки. Каждый год репертуар ансамбля меняется с учетом хореографических способностей студентов. 

     Как правило, солисты ансамбля по окончании колледжа поступают в ведущие вузы страны, в том числе в разное время студентами СПбГУКИ стали С. Шипина, Т. Смертина, М. Фленько, Н. Механошина, Т. Козлова, В. Вараксина, Е. Исаева, М. Упольникова, С. Вылегжанин, М. Кирсанова, Д. Шалагинов, М. Злобина, Е. Токарева; студентами ПГИК – Н. Лучинина, В. Костылева, Е. Гребенкина, А. Чиркова. 

     «…Из Питера вернулся ансамбль классического танца Кировского областного колледжа культуры. Именно на сцене БКЗ девушки танцевали “Русский танец” на музыку П. И. Чайковского… Танцевали прекрасно, зал аплодировал и кричал “браво!”… До сих пор в памяти яркое исполнение па-де-де из балета А. Адана “Корсар” Надежды Механошиной и Дмитрия Панина. Кстати, Надежда сегодня успешно учится на II курсе хореографического отделения СПбГУКИ, а Дмитрий танцует в Камерном театре современного балета в Москве, так что ансамбль – это еще и хороший старт в будущее для студентов. 

     В отчетном концерте этого года было открытие: Вера Вараксина, студентка IV курса. Можно сказать, это был ее своеобразный бенефис. Три года назад Вера впервые участвовала в отчетном концерте ансамбля. Те, кто видел адажио из балета Д. Шостаковича “Барышня и хулиган”, вряд ли его забудут. Великолепен был солист Михаил Шиляев, а Вера юной чистотой оттеняла его выразительный и чистый танец. Они встретились на сцене в том же адажио через три года. Теперь они танцевали на равных. Номер засверкал новыми красками, почти драматическими страстями. Он стал кульминацией концерта, зал неистово аплодировал. А Вера исполняла ведущие партии почти во всех номерах концерта. Т. Козлова хороша и изящна была в “Лебеде” Сен-Санса. 

     Удивительно красив был “Падекатр” Ц. Пуни, с которого начинался концерт. “Пахиту” Минкуса ансамбль исполнил почти полностью. Этот мощный аккорд завершил концерт… 

     Жизнь ансамбля продолжается. Новые идеи зависят от того, кто придет в новом учебном году в ансамбль. В. Устинова говорит, что все зависит от индивидуальности танцовщиков. Отчетный концерт этого года не итог, а процесс, а за живым процессом всегда интересно следить» (В. Булдакова. Живое наследие классического танца // Кировская правда. 2005).

     « …Перед В. Устиновой стоит задача: в кратчайшие сроки не только дать азы классической хореографии, поставить корпус, руки, ноги, голову танцоров, отработать различные техники, пластику, но и научить согласовывать любое па с музыкой и танцевать настолько легко, как будто каждое движение – это свободный полет. Кроме того, ребята должны понимать не только свою партию, но и другие, вообще знать, о чем “танцуется” в балете, какие чувства переживают их герои и другие персонажи. 

     Короче говоря, “Реверанс” – это профессиональные уроки хореографии, адаптированные для тех, кто делает первые шаги в балете и совершенствуется в классическом виде танца… Занятия классическим танцем представляют собой длительный многоэтапный процесс, требующий огромного терпения и трудолюбия. Значит, осваивать его надо серьезно – не всем это по плечу. Классический танец отвергает ленивых и безвольных. Здесь мало таланта, здесь нужно огромное упорство. 

     Классика – основа любой хореографии, а почерков столько, сколько балетмейстеров. Но люди, прошедшие эту школу, всегда выгодно отличаются от тех, кто не имеет таких навыков, – и внешне, и внутренне… Освоение и постижение классического танца за четыре года, можно сказать, сродни подвигу. Во всяком случае, Валентина Викторовна приравнивает к нему сегодняшнюю ситуацию» (Н. Владимирова. Реверанс в сторону классики // Кировская правда. 2011). 

     Выпускники колледжа разных лет об ансамбле:  

Екатерина Токарева (выпускница 2012 г.):

«Я безгранично благодарна педагогу – Устиновой Валентине Викторовне: Вы научили меня языком танца выражать чувства и мысли, дали в мои руки инструмент пластической выразительности и показали, как им пользоваться, и концертмейстеру Волковой Наталье Михайловне: Вы всегда поддерживали и настраивали на работу. Работа и репетиции в ансамбле “Реверанс” привили мне любовь к танцу, музыке, помогли развиваться творчески, искать и пробовать что-то новое… Вы научили беречь ценности и их приумножать. Моё обучение в колледже закончилось в 2012-м, но учиться нашей профессии можно и нужно всю жизнь, предела совершенству нет! Я не знаю, как сложится моя дальнейшая творческая судьба, но точно знаю, что мне всегда нужен будет ваш строгий, требовательный и любящий взгляд на мои поиски. Мой низкий вам поклон!»

Надежда Механошина-Чертищева (выпускница 2004 г.):

Ничего себе, 25 лет… Здорово, поздравляю вас с таким событием! Я с большим удовольствием и ностальгией вспоминаю те годы, когда мы занимались в ансамбле классического танца. Это было очень интересно и увлекательно! Разучивание разных вариаций, дуэтов, трио, падекатр! Где-то казалось, что трудно, сложно, но мы справлялись – благодаря нашему любимому педагогу! Нескончаемые репетиции, репетиции… но это было лучшее время! Самое яркое выступление – это па-де-де из балета "Корсар" с Димой Паниным! По-моему, мы произвели фурор. И конечно, падекатр Ц. Пуни!»

Вера Вараксина (выпускница 2005 г.):

«В ансамбль "Реверанс" я попала на I курсе. Для меня было большой честью и огромной ответственностью танцевать адажио из балета "Барышня и хулиган" со студентом III курса Мишей Шиляевым. Приходилось просто "из себя выпрыгивать", чтобы оправдать доверие. 

Потом были "Куклы" под музыку Лядова, сцена из "Баядерки"… и это только I курс! 

Каждый год мы разучивали много нового и интересного из мирового наследия балета. Знание репертуара пригодилось мне в будущем, когда я стала учиться в СПбГУКИ. 

Репетиционный процесс не был лёгким, но мне очень нравилась атмосфера на репетициях, особенно когда что-то начинало получаться после нескольких десятков повторений… А потом ещё лучше… А потом уже мы на концерте выступаем… Но всё так быстро пролетало – год за годом… 

Самое яркое воспоминание для меня – выпускной концерт, самый ответственный, когда много номеров нужно было не просто выдержать, а станцевать технически, передать актёрски. Обидно, что не смогла скрутить фуэте в коде "Пахиты" – пуанты развалились под конец концерта, и силы кончились, и разволновалась… Зрители вроде ничего не заметили, вместо фуэте были туры по пятой позиции, но внутри небольшое чувство досады осталось. Правда, фуэте я всё же сделала на выпускном экзамене по классике!

Спасибо Валентине Викторовне за то, что она из года в год находит в себе силы и снова занимается ансамблем! Тогда мне казалось, что это просто: даёшь детям материал, отрабатываешь… Теперь, поработав с детьми, отучившись в университете, я понимаю, какой это адский труд – давать неподготовленным людям классику: ведь не у всех есть природные физические данные для занятий классическим танцем. Но ансамбль живёт благодаря усилиям и стараниям Валентины Викторовны. Поэтому пожелаю ансамблю процветания и талантливых исполнителей, а Валентине Викторовне – здоровья, сил и способных студентов!»